По большому счету все закончилось очень печально. Чаще всего говоря про Сэджвик вопрос формулируется так - стоила ли та популярность, полученная Иди благодаря Энди, всех ее жизненных кошмаров? Энди обвиняют в ее смерти, в ее наркомании, в ее безумии. Мне приходит в голову только одно - никто не заставит делать человека то, чего он на самом деле делать не хочет.
Эдит Минтурн Сэджвик родилась 10 апреля 1943 года, в городе Санта-Барбара, штат Калифорния, США. Ее семья всегда гордилась своей богатой родословной. Их род - это добротная американская династия с фамилией Сэджвик, с традиционными европейскими корнями, с собственными гербами, несколькими поколениями юристов, семейными обычаями, теперь уже и фамильным Интернет-сайтом и… к сожалению, с наследственными психическими заболеваниями. У отца Иди Фрэнсиса Минтурна Сэджвика уже до женитьбы на ее матери Алисе Делано Де Форест в 1929г. было три нервных срыва. Ко всему мамочка тоже страдала маниакальными психозами. Потрясающе, как такие люди умудряются найти друг друга. Семейный доктор предупреждал пару, что в данном случае не рекомендуется иметь детей… Миссис Алиса Сэджвик родила восьмерых. Троих мальчиков и пятерых девочек. Иди была предпоследним ребенком.
Семейный доктор не ошибся. Один из братьев Иди покончил с собой накануне своего 26-летия. Говорят, что он звонил Иди в ту ночь перед самоубийством, он признался ей, что "она была единственной из всех Сэджвик, на кого можно было бы возлагать надежды". Это был 1964 год. Иди только-только познакомилась с Энди. Другой ее брат, учась в Гарварде, регулярно наблюдался у психиатра. В канун нового 1965 года его Харлей на полной скорости врезался в мирный автобус, через две недели брат скончался. Сама Иди с 1962 страдала анорексией и на этой почве попала в психиатрическую лечебницу. Потом психиатр станет самым частым доктором в жизни Иди.
Семья Сэджвик никогда особо не нуждалась. Живя на ранчо в Санта-Барбаре, у них было вполне нормальное существование. Но в один прекрасный день им крупно повезло. На их земле обнаружилась нефть. Можно считать, что это событие стало судьбоносным моментом в истории жизни Иди. Увеличение дохода семьи увеличило отчужденность всех членов семьи от внешнего мира. Дети ходили в личную семейную школу. На ранчо все было подчинено их капризам. Многочисленные дети Сэджвиков превратились в детей богатых родителей, а это просто "отлично"! Теперь можно было делать все, что захочешь.
В 1963 году Иди отправили на учебу в Кембридж. Проучилась она там недолго, но зато, как ей тогда казалось, удачно познакомилась с человеком по имени Чак Уэйн. Он закончил Кембриджский университет год назад и был дружком ее соседки по комнате. Его мечта была выйти в мир за счет яркой личности. Он не пропускал ни одной модной тусовки и был в вечном поиске. Если судить по биографиям Иди, то встретив ее Чак решил в своей жизни вопрос номер один. Он ответственно подошел к организации жизненного пространства Иди, в то время как сама Иди была просто патологически дезорганизованной особой.
Когда Иди исполнилось 21, она смело вернулась в Нью-Йорк 1964 года. Тут начинается вереница модных тусовок по всему городу в компании Чака и его наркотиков. На одной из вечеринок в квартире человека по имени Лестер Перски она знакомится с Энди Уорхолом и получает приглашение посетить популярнейшее место в городе - Серебряную Фабрику. Теперь она регулярно тусуется здесь. Не стоит даже сомневаться, что там она становится заметным персонажем. Ультра-модная, подвижная, молодая девочка блондинка с большими голубыми глазами приковывает взгляд Энди. Он много снимает ее на свою камеру. Она нравится ему все больше и больше. Когда Энди едет в Париж со своей выставкой, он берет с собой Джерарда Малангу. Это обязательно! Но он также берет с собой и Иди с Чаком. Теперь Иди постоянно светится рядом. В Нью-Йорк Энди возвращается с мыслью сделать Иди звездой Фабрики.
Чак берется за написание сценария к фильмам "Красота № 1" и "Красота № 2". Он придумывает все сам и ассистирует Энди на съемочной площадке. В результате эти два фильма принесли Иди успех. Они заставили ее почувствовать себя популярной. Энди льстило, что ее сравнивают с Мэрилин Монро. Он считал такое сравнение личной заслугой. Он говорит Рональду Тавелу, одному из своих сценаристов, что для нее нужно придумать добротный сценарий фильма. Энди просит: "Что-нибудь на кухне. Все белое, все чистое, все из пластика..." Фильм, надо сказать, получился что надо. Настоящее кино Энди Уорхола.
Всего лишь за один 1965 год Иди снялась в 12 фильмах Энди. Эти фильмы полноправно считаются классикой перфоманса и одним из важнейших шагов в развитии современного искусства. Можно предположить, что мощный потенциал Иди мог бы быть реализован и без помощи Энди, но в голову приходит и совершенно обратное - без Уорхола "бедная богатая девочка" Сэджвик никогда бы не осталась в памяти огромного количества людей. "Сольная карьера" Иди не была столь яркой и интересной, нежели ее работа времен Фабрики Уорхола. Все знаменитости Фабрики мечтали подружиться с ней. Все пророчили ей звездное будущее. С определенного момента частым гостем на Фабрике становится и Боб Дилан. Естественно, Иди в него влюбляется, у нее появляются планы сняться с ним в кино. В один момент Энди перестает быть для нее человеком номер один. Теперь на Иди распространяется только влияние Боба. Бытует мнение, что песня "Like A Rolling Stone" посвящена Сэджвик.
"Правой рукой" Дилана был его тезка - Боб Ньювирт - выпускник Кембриджа, художник, музыкант. Он, подобно Чаку, решает подарить Иди звездное будущее. Именно он внушает Иди мысль о том, что ей нужно порвать с Энди. В начале 1966 года Иди и Энди отдаляясь друг от друга практически перестают видеться. В марте она снимается для "Vogue", это уже ее второе появление в крупном модном журнале. Первое состоялось годом раньше в качестве звезды Уорхола. У Иди была очень стильная и интересная внешность для "Vogue". Ее фотографии тех лет великолепны, но редактора не решаются работать с ней постоянно. Солидный "Vogue" не берет на себя ответственность за ее неорганизованность и постоянные наркотические скандалы.
С конца 1966г. она постоянно живет в отеле "Челси". Ей даже удалось навестить семью в Санта-Барбаре на Рождество. Родственники были в легком шоке - к ним приехала абсолютно истощенная, бледная Иди с макияжем в стиле вамп и с сумкой, набитой всякой наркотой. Мать Иди вынуждена была насильно отправить ее к психиатру, который в свою очередь мог только посоветовать одно - поместить дочь в больницу на принудительное лечение. Она полежала там какое-то время, а вернувшись в Нью-Йорк, в любимый "Челси", все повторилось. Ньювирт оставил ее там и решил больше не возвращаться.
В апреле 1967 года начались съемки фильма "Ciao! Manhattan". Инициатором стал снова Чак Уэйн. Он пишет сценарий, подсчитывает бюджет (около $ 47.500) и официально приглашает Иди на главную роль. Этот фильм можно назвать лебединой песней Иди. Говорят, съемки фильма были похожи на затяжное безумие - наркотики завели всех участников съемочного процесса в беспредел и полный тупик. Иди не контролировала себя. Она опять заболела и опять попала в больницу. На этот раз ей было совсем плохо. Но психиатр поставил ее на ноги и теперь. Она даже успела влюбиться в одного из пациентов клиники по имени Майкл Поуст. В перерывах между лечениями Сэджвик успела выйти за него замуж, доснять "Ciao! Manhattan", похоронить отца и несколько раз попытаться покончить с собой. Тут, в принципе, эта жуткая история подходит к концу. Остановить свой кошмар Иди уже не могла, тонны таблеток для поддержания жизни привели ее к логическому итогу - 15 ноября 1971г. Одна из версий такова - Сэджвик едет в Санта-Барбару, где снимается теле-шоу "Американская семья". Один знакомый Иди пообещал ей несколько минут в эфире. После программы случается вечеринка. Кто-то из гостей обзывает ее наркоманкой и просит покинуть приличное общество. В истерике она звонит мужу Майклу, который приезжает за ней и находит ее в глубоко нетрезвом виде. По возвращении домой Иди не может заснуть и, то ли сам Майкл дает ей снотворное, то ли она сама насыпает себе горсть таблеток, но утром Майкл просыпается первым и обнаруживает, что Иди... мертва.
Страшилка, рассказанная здесь, была жалкой попыткой пересказать историю жизни Иди Сэджвик на основе прочитанного по большей части в Интернете. Наверное, она бы не понравилась Энди Уорхолу. Он не одобрял каких-либо биографий. Например, книгой "Иди" Джин Стейн, единственной по сути широкомасштабной биографией Сэджвик, Энди был просто возмущен. Думается, что он навсегда хотел оставить за собой право распоряжаться ее именем. Ведь она - звезда Уорхола, его произведение искусства. Так было и так остается по сей день. Только Уорхол может писать о ней в своей Философии: "В ней была поразительная пустота и ранимость, которые делали ее отражением интимных фантазий любого. Она могла быть всем, чем захотите, - девочкой, женщиной, умной, гдупой, богатой, бедной - всем, чем угодно. Она была чудесным, прекрасным чистым листом". Вспомнить на страницах Дневников: "1 мая 1983г. Портрет Иди на уличных автобусах. Реклама новой книги. Бедная Иди - когда она куда-нибудь выезжала она никогда не брала такси, это обязательно должен был быть лимузин, а теперь они разместили ее на автобусе". Только Энди Уорхолу Иди Сэджвик принадлежала полностью и только благодаря ему мы говорим о ней сейчас.
Velvet, август 2002г.